В большом круге клинических применений измерение уровня антимюллерова гормона (АМГ) применяется, в основном, из-за его способности отражать количество антральных и преантральных фолликулов в яичниках. Определение уровня АМГ используется для определения предположительного ответа яичников на стимуляции при ЭКО, предположительных сроков менопаузы, в диагностике синдрома поликистозных яичников (СПКЯ), а также для определения ятрогенного повреждения резерва фолликулов в яичниках.
Последние исследования подтверждают, что под воздействием АМГ ограничивается инициация роста фолликулов, а затем уже под воздействием эстрадиола происходит рост небольших антральных фолликулов. Динамику уровня АМГ на протяжении всей жизни можно разделить на несколько отдельных этапов, с пиком в 20 лет и снижением к моменту до менопаузы. Уровень АМГ также возрастает в детстве и юности, что, вероятно, соответствует разным стадиям развития фолликулов. Уровень АМГ имеет довольно ограниченную вариабельность, но при клинической оценке нужно учитывать влияние таких факторов, как длительное использования контрацептивов. Есть весьма ограниченные данные о взаимоотношении между уровнем АМГ и естественной фертильности на различных этапах репродуктивной жизни. И, хотя уровень АМГ имеет отношение к возрасту менопаузы, отмечающаяся изменчивость нуждается в дальнейшем изучении. Определение уровня АМГ может быть полезным в оценке необходимых стратегий сохранения фертильности и определения овариального резерва после химиотерапии или хирургических операций. Существует линейная зависимость между уровнем АМГ и эффективностью стимуляции яичников, что имеет значение в прогнозировании гиперстимуляции яичников. У женщин с синдромом поликистозных яичников уровень AMГ значительно повышается, что может быть связано с увеличением числа малых антральных фолликулов и характеристиками клеток гранулезы, что может способствовать ановуляции. Значение уровня AMГ в диагностике СПКЯ остается спорным. Пока неясно, может ли определение уровня АМГ быть использовано для предсказания окончательного результата оплодотворения - рождения живого ребенка.
В соответствии с рекомендациями PRISMA были проведены исследования данных PubMed, Embase, Medline, Web of Knowledge и the Cochrane trial register, а так же неопубликованной литературы. По их результатам, из 361 недублирующихся исследований, были выбраны 47; 17 соответствовали критериям приемлемости, а из 13 были получены данные и таким образом включены в мета-анализ. В 3 из 13 исследований были включены только женщины с низким овариальным резервом, и их данные были проанализированы отдельно от остальных 10, чтобы минимизировать неоднородность. Диагностическое отношение шансов (ДОШ) для женщин с неизвестным резервом яичников (N = 5764 женщин) было равно 2,39 (95% доверительный интервал (ДИ): 1.85-3.08). После поправки на возраст ДОШ практически не изменилось и составило 2,48 (95% ДИ: 1.81-3.22) и ДОШ с поправкой на уровень АМГ было практически идентично - 2,42 (95% ДИ: 1.86-3.14). Для женщин с низким резервом яичников (N = 542 женщины) ДОШ составило 4,63 (95% ДИ: 2.75-7.81). Таким образом, можно говорить о том, что АМГ, вне зависимости от возраста, имеет некоторую связь с прогнозированием рождения живого ребенка после оплодотворения и может быть полезным при консультировании пары перед прохождением лечения бесплодия. Тем не менее, его прогностическая точность оставляет желать лучшего.
По данным исследований, проведенных на базе клиники ЭКО Weill-Cornell Ronald O. Perelman and Claudia Cohen Center for Reproductive Medicine с апреля 2010 по январь 2013 антимюллеров гормон положительно коррелирует с количеством полученных яйцеклеток. Количество полученных яйцеклеток увеличивается с увеличением AMГ в каждой возрастной группе и незначительно уменьшается с увеличением возраста пациенток. В целом, АМГ достоверно коррелировал с риском отмены цикла ЭКО с площадью под кривой (ППК) 0,74. У пациентов, у которых уровень АМГ не определялся, было выявлено 13,3-кратное увеличение риска отмены по сравнению с пациентов с уровнем АМГ > 2,0 нг/мл. Таким образом, можно говорить о том, что антимюллеров гормон является достаточно надежным показателем для прогнозирования неудачных попыток ЭКО и количества полученных после стимуляции ооцитов, но является относительно недостоверным тестом для прогнозирования наступления беременности после любого заданного цикла лечения. Пациенты с чрезвычайно низким уровнем АМГ не должны быть исключены из попыток протокола ЭКО, основываясь только на уровне АМГ.
Запас яйцеклеток закладывается во внутриутробном периоде. Яйцеклетки находятся в пузырьках - фолликулах. В яичниках непрерывно происходит развитие и расходование фолликулов - от примордиального (первичного) до овуляторного. Первичные фолликулы годами находятся в состоянии спячки, пока дойдет очередь расти до зрелой яйцеклетки. «Пробуждение» такого фолликула не связано с действием ФСГ гипофиза, то есть является гонадотропин-независимым, а регулируется тканями яичника (так называемый паракринный контроль). После начала роста, к 85 дню, фолликулы становятся чувствительными к регуляции гормонами гипофиза (гонадотропин-зависимая стадия). Гонадотропины стимулируют рост этих фолликулов, и к 7-му дню цикла выделяется один из них, самый уcпешный фолликул, который называется доминантным. Доминантный фолликул овулирует, а остальные фолликулы отмирают. Процесс захвата фолликулов в развитие называется рекрутированием, весь набор фолликулов, развивающихся под действием гормонов, называется когортой.